Как рассчитать и возместить судебные расходы?
Что считать?
Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ) «судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела».
С госпошлиной все понятно, ее вы платите при подаче искового заявления в суд.
А к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относится:
- Оплата услуг экспертов, специалистов, переводчиков
- Расходы на ваш проезд и проживание, связанные с явкой в суд (если судебные заседания проходят в другом городе)
- Оплата услуг вашего адвоката (представителя)
- Почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела (например, отправка заказных писем)
- Другие расходы, которые связаны с делом и будут признаны судом необходимыми (например, оплата услуг няни, если вам не с кем было оставить ребенка на время судбеных заседаний)
Обратите внимание, что все расходы должны быть подтверждены документами (чеками, квитанциями, договорами и т.п.).
Кто возместит?
Судебные расходы возмещает проигравшая сторона. То есть если ваш иск удовлетворен, то ответчик возместит вам судебные расходы. Если же ответчиком были вы, и в иске было отказано, то возмещать судебные расходы будет истец (тот, кто подал иск).
Если же иск был удолветворен не полностью, а частично, то судебные расходы взыскиваются пропорционально решению по иску. Например, цена иска была 100 000 руб., а судебные расходы – 20 000 руб., и суд вынес решение взыскать с ответчика 80 000 руб. В таком случае судебные расходы тоже будут взысканы с отвечика, но не в размере 20 000 руб., а в размере 16 000 руб. (то есть (20 000 * 80 000) / 100 000).
Как взыскивать?
Есть три варианта взыскания судбеных расходов:
- Включить требование о возмещении судебных расходов прямо в исковое заявление (в часть «Прошу ...»).
- Заявить это требование в одном из судебных заседаний.
- Подать заявление о возмещении судебных расходов уже после вынесения решения суда (в заявлении нужно будет указать номер дела и имя судьи, вынесшего решение).
Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к нам за консультацией.